В наше время проводится очень много конкурсов с различными целями. Для коммерческих структур – это форма рекламы и продвижения. Где-то они бывают просто развлечением. Но, наверное, нигде их нет так много, как среди детей. Участие в конкурсах является средством проверки знаний учащихся. Они служат средством отслеживания преуспевающих детей и их продвижения. Конкурсы являются средством подтверждения активности и продуктивности работы педагогов и учитываются при аттестациях. Они же являются показателем работы целых коллективов образовательных учреждений и влияют на определение их рейтингов. И часто все эти ценные надобности приводят это к тому, что конкурсы формируют в детях мотивацию к нездоровой конкуренции, становятся тяжёлым испытанием для них,толкают к корыстной радости или разочарованиям.
А важно, чтоб конкурс был радостным состязанием, чтоб каждый получал удовольствие от того, что может поделиться тем, что имеет: знаниями, умениями, творениями. Конкурсы, как правило, имеют тематику. А когда собираются вместе люди одних интересов, самое лучшее, чтобы они не стремились доказать, кто из них сильнее и лучше, а обсудили, подсказали, закрепили свои достижения и чем-то новым наполнились.
Поэтому мы стараемся проводить конкурсы так, чтобы участники кроме демонстрации домашних работ, делали что-то живое непосредственно в ходе конкурса. Что-то находили, придумывали на ходу, пробовали, делали даже, может быть, впервые.
Самое главное, чтобы каждый участник чувствовал себя ценными равным. Ведь победителей и призёров всегда меньшинство. Но им ими не стать, если не будет массы участников.
Обеспечить атмосферу, наполненную пониманием, что самый главный на конкурсе – его участник, а не победитель, может только компетентное жюри, которое захочет и сможет выдержать полностью все задуманные условия. Мы зовём к нам именно таких специалистов, которые являются и экспертами в своём деле, и проникновенными педагогами, психологами и просто душевными людьми.